Преображенский собор в Дивееве

Дивеево: Троицкий собор Дивеевского монастыря

Дивеевские чудеса исцеления

От веры к исцелению, от исцеления к вере...

Содержание

Главная страница...
Виртуальная экскурсия по Дивееву...
Феномен чудесного исцеления...
О традиционной медицине...
Чудеса Святой Канавки...
Перекрёсток времени...
Дивеевский монастырь...
Преп. Серафим Саровский...
Чудеса преп. Серафима...
Дивеевские святые...
Чудеса Дивеевских храмов...
Чудеса Дивеевских источников...
Иеромонах Владимир...
Исцеляющие молитвы...
Село Дивеево...
Село Дивеево на карте...
Дивеевские красоты...
Дивеево в поэзии...
Дивеево в прозе...
Поездка в Дивеево...
Погода в Дивееве...
Православный календарь...
Друзья сайта...
Книга отзывов...

 

Поиск по сайту:

Дружественные сайты:
Белые каталоги сайтов...

Православные святни Дивеева

 

Собор Преображения Господня

 

Преображенский собор в Дивееве. 2011 год: http://diveevo52.ru/Своей любимой дивеевской сестре Марии Семеновне Мелюковой (преподобной Марфе) батюшка Серафим говорил, что в обители будет кладбищенская церковь во имя Преображения Господня. Слова святого старца исполнились уже после его блаженной кончины. На участке внутри Богородичной Канавки, в юго-восточной ее части, находилось монастырское кладбище.

 На средства пензенской дворянки вдовы Дарьи Михайловны Каменской (в монашестве Дорофеи) в 1855 году здесь возвели деревянную церковь во имя Преображения Господня в память о сыне благотворительницы, скончавшемся в этот праздник. Алтарь церкви был устроен из Дальней пустыньки преподобного Серафима, перенесенной в Дивеево Н.А. Мотовиловым. Снаружи алтарь окружала галерея, где в витринах хранились принадлежавшие отцу Серафиму вещи: Псалтирь, епитрахиль, лапти, полумантия, топорик, сапоги, малахай (теплая шапка с наушниками), табуретка и так далее. За престолом, у горнего места, находился обломок камня, на котором святой молился 1000 дней и ночей.

Преображенская церковь действовала до самого закрытия обители в 1927 году, после чего была разрушена, как и все внутри Святой Канавки. В1966 году уничтожили и монастырское кладбище, построив на этом месте трехэтажное здание средней общеобразовательной школы. В юбилейный год празднования 250-летия со дня рождения преподобного Серафима (2004) его передали монастырю, затем переоборудовали под больницу для насельниц – ныне это медицинский центр «Надежда», – а дивеевским учащимся выстроили школу за территорией обители.

Рядом с Канавкой, но вне ее пределов, в 1907 – 1916 годах по благословению игумении Александры (Траковской) возвели новый пятипрестольный собор. Он был выполнен в византийском стиле по проекту архитектора А.Е. Антонова строителем А.А. Румянцевым на пожертвования благодетелей Дивеевского монастыря Ф.В. Долгинцева, Арцыбушевых и других. Настоятельница имела намерение посвятить собор иконе Божией Матери «Умиление». Такой храм благословил возвести батюшка Серафим, но установить его должны были строго внутри Святой Канавки на одной линии с Троицким собором. Однако на том месте стояла Тихвинская церковь, построенная иеромонахом Иоасафом (Толстошеевым), которую матушка игумения не желала сносить. По этой причине новый собор возвели на другом месте – рядом с Канавкой. Наступил 1917 год. Россию захлестнули революционные события, и храм остался неосвященным, несмотря на то, что был полностью завершен и расписан дивеевскими сестрами-иконописцами под руководством палехского художника Л.И. Парилова.

В советские годы собор разорили, сняли кресты, сбили росписи, внутри устроили тир, а впоследствии оборудовали под гараж. В 1991 году его передали возрождающейся Дивеевской обители. Началось восстановление храма, и 20 августа/3 сентября 1998 года митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай освятил его в честь Преображения Господня – в память о кладбищенской монастырской церкви.

Под руководством члена Самарского отделения союза художников РФ А.А. Беляева Преображенский собор с мая 2003 года по январь 2009 года расписывали мастера из Самары, Ульяновска, Палеха, Шуи и Владимирской области, а также студенты Самарского и Палехского художественных училищ и иконописного отделения Тобольской духовной семинарии. Роспись выполнена в традициях московской школы XVI века (мастерская Дионисия), орнаментальные фризы решены в ключе Софии Новгородской, в западной же части собора, особенно в притворе, прослеживается влияние искусства Византии. Несмотря на большой объем росписи (площадь церкви 6125 м2), светлые воздушные краски придают храму легкость и светоносность, что созвучно теме праздника Преображения Господня.

Основными сюжетами росписи Преображенского собора стали евангельские события и притчи. На четырех главных арках написаны 48 ликов святых: на восточной арке – преподобные, на южной – благоверные князья и княгини, на западной – мученики, на северной – равноапостольные. Среди них изображены и двенадцать дев, явившихся преподобному Серафиму вместе с Пресвятой Богородицей в праздник Благовещения в 1831 году.

Поскольку главный алтарь освящен в честь Преображения Господня, над центральной солеёй изображена праздничная тема. В верхнем регистре центральной апсиды – образ Божией Матери «Державная» с предстоящими Архангелами Михаилом и Гавриилом. В нижнем – Евхаристический сюжет: Господь Иисус Христос причащает апостолов. Над престолом изображено Распятие с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном. На центральной арке над иконостасом размещены образы Московских святителей.

Северный алтарь посвящен Всем святым. Росписи изображают начало Церкви Христовой и основные чины святых. Верхнюю апсиду венчает изображение Спасителя «Великий Архиерей» с предстоящими святителями : Василием Великим, Григорием Богословом, Иоанном Златоустом и Николаем Чудотворцем, в руках у них свитки с молитвой из литургии Василия Великого. В медальоне на северной стене – композиция «Передача Ангелом Устава Пахомию Великому», а также подвизавшиеся в Нижегородской епархии святители: священномученик Евгений (Зернов), митрополит Нижегородский, и святой Дионисий, архиепископ Суздальский и Нижегородский. Над престолом изображены святые Архангелы Рафаил, Варахиил, Иеремиил и Селафиил.

В апсиде южного алтаря, освященного в честь собора Архистратига Михаила и Небесных Сил бесплотных, изображен «Престол уготованный». На Престоле Чаша с Младенцем (Агнцем), охраняемая Серафимами. На южной его стене – Архангел Михаил (Чудо в Хонех) с предстоящими священномучениками Михаилом и Иаковом (Гусевыми) Дивеевскими. На арочных пролетах между алтарями и на фронтальных арках, обрамляющих северные и южные апсиды, написаны образы святителей Афанасия Великого, Кирилла Александрийского, Дионисия Ареопагита, Григория Двоеслова.

На верхнем ярусе собора устроены еще два престола. Северный алтарь освящен в честь новомучеников и исповедников Российских, а южный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери.

Фронтон над иконостасом придела новомучеников и исповедников Российских венчает ветхозаветная Троица с предстоящими святыми мучениками Борисом и Глебом и равноапостольными Владимиром и Ольгой. На северной стене – прообраз мучеников за веру: трое отроков в пещи Вавилонской. В апсиде – сюжеты «Не рыдай Мене, Мати» и «Моление о Чаше»: новомученики, испив горькую чашу страданий, уподобляются Подвигоположнику нашего спасения Господу Иисусу Христу, в ночь перед предательством Иуды молившемуся до кровавого пота в Гефсиманском саду. Из Нижегородских святых на южной стене изображены священномученики Феофан (Туляков), митрополит Нижегородский, и Лаврентий (Князев), епископ Балахнйнский. На южной арке – святая преподобноисповедница Матрона (Власова) Дивеевская, преподобномученицы Марфа и Пелагия (Тестовы) Дивеевские. На западной арке – священномученики Серафим (Чичагов) и Философ (Орнатский), мученицы Суворовские Евдокия, Дария, Дария и Мария.

Южный придел верхнего яруса Преображенского собора освятили в честь Тихвинской иконы Царицы Небесной – в память о бывшей прежде в Дивееве Тихвинской церкви, хотя изначально было запланировано посвятить его Феодоровской иконе Божией Матери – покровительнице Царской семьи. По этой причине многие элементы росписи южного придела второго яруса посвящены Царским мученикам. В апсиде – сюжеты «Престол уготованный» и «Жертвоприношение Авраама» (прообраз Христовой Жертвы); на обрамляющей апсиду арке изображена семья Царственных страстотерпцев; на южной стене – «Помазание Давида на царство»; на фронтоне над иконостасом – образ Божией Матери «Тихвинская» с предстоящими святыми Царем-мучеником, святителем Тихоном, Патриархом Московским, преподобным Серафимом Саровским и Христа ради юродивой Параскевой Дивеевской.

Праздник Преображения Господня отмечается в Дивеевском монастыре с особенной торжественностью. По установившейся традиции накануне в Преображенском соборе совершается всенощное бдение, а в самый праздник – Божественная литургия, которая заканчивается чином освящения плодов и крестным ходом вокруг храма. В Преображенском соборе регулярно служат литургии по субботним и воскресным дням, в двунадесятые и великие праздники, а также в день освящения и на Пасхальной седмице. С благоговением здесь совершаются богослужения, посвященные Успению Пресвятой Богородицы и Ее Погребению: в эти дни в центре храма устанавливается сень с Плащаницей Божией Матери.

Отдельные фото и некоторая информация о дивеевском соборе Преображения Господня содержится на следующих страницах:
- Дивеево: Преображенский собор.
- Олег: Засвидетельствую о небольшом чуде...
- Александр Белоусов: Моя поездка в Дивеево.

Преображенский собор в Дивееве. 2007 год: http://diveevo52.ru/

 

Литература о Преображенском соборе

 

1. Преображенский собор // Дивеевский православный календарь на 2013 год. – Дивеево, 2012. – С. 377 – 381.
2. Преображенский собор // Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь: Путеводитель..

На верхнем фото: собор Преображения Господня в Дивееве  7 августа 2011 года.
На нижнем фото: собор Преображения Господня в Дивееве 3 сентября 2007 года
.

 

 

 

Страница создана 14.08.2016. Последнее обновление 16.03.2017.   Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки.   Спаси Вас, Господи!

Сайт о тульских баянистах и аккордеонистах Рейтинг@Mail.ru