Александр Белоусов: Дивеевские нищие

Дивеево: Троицкий собор Дивеевского монастыря

Дивеевские чудеса исцеления

От веры к исцелению, от исцеления к вере...


Дивеево

Содержание

Главная страница...
Чудеса Святой Канавки...
Преп. Серафим Саровский...
Дивеевский монастырь...
Дивеево: видео...
Дивеевские святые...
Чудеса Дивеевских храмов...
Чудеса Дивеевских источников...
Исцеляющие молитвы...
Свидетельства исцелений...
Иеромонах Владимир...
Село Дивеево...
Дивеевские красоты...
Дивеево в поэзии...
Дивеево в прозе...
Поездка в Дивеево...
Погода в Дивееве...
Православный календарь...
Карта сайта...
Друзья сайта...
Книга отзывов...


Поиск по сайту:

ДРУЖЕСТВЕННЫЕ САЙТЫ:
Музыка для баяна.

Дивеево в прозе


А. Белоусов. Дивеевские нищие

(Из путевых заметок «Моя поездка в Дивеево»)


Продолжение. Предыдущая страница Александр Белоусов: Свидетельство благодатной помощи.

Как минерал пироп является непременным спутником алмазов, так и нищие являются непременными спутниками святых мест... В итоге именно по количеству нищих можно смело судить о популярности среди паломников любого храма или монастыря... У Серафимо-Дивеевской обители с этим показателем – полный порядок: просто невозможно представить себе Дивеево без клана дивеевских попрошаек... Они встречают прихожан у всех входов на территорию монастыря...

- А эта бабуля-то что здесь делает?
- Как что? Деньги на третий коттедж набирает...
В Дивееве эти расхожие слова полностью соответствовали бы действительности, если бы не одно существенное обстоятельство. Если бы здесь не существовала целая «индустрия» нищенства...


Десантники


Наличие довольно обширной «общины» нищенствующих в Дивеево приводит к тому, что все подаяния паломников размываются между этой многочисленной разномастной братией побирушек, оставляя им вместе с весьма скромным заработком приятные воспоминания о том, что в каком-то году один новый русский подал кому-то не скромный пятачок, а целую пятитысячную бумажку. Поэтому огромные надежды дивеевские нищие возлагают на 1 августа – день празднования обретения мощей преподобного Серафима, Саровского и всея Руси чудотворца. На этот грандиозный праздник со всей России и даже из-за её пределов съезжаются до полутора десятка тысяч паломников, а вместе с ними на святую дивеевскую землю обрушиваются и вожделенные пожертвования сердобольных верующих...

Но и тут происходит оболом... Вместе с огромным числом приезжих пропорционально возрастает и количество самих нищих, возникающих невесть откуда. Более того, нередко случается так, что побирушек привозят сюда оптом: целыми автобусами! Именно такой десант наблюдал я в Дивееве в позапрошлом году. Скрюченные до самой земли божьи одуванчики, чудом удерживающие равновесие при помощи разнообразных палок, прочно закрепились на подступах к монастырю и, даже, нарушая все монастырские правила, расползлись по самой обители. Обычно охрана решительно пресекает попытки побираться на территории монастыря (и местные попрошайки прекрасно осведомлены об этом), но в этот раз, пользуясь прикрытием безбрежного моря паломников, среди которых легко можно было затеряться, и тем, что охрана не знает в лицо приезжих побирушек, монастырские устои были нарушены...

У входа же в монастырь десантники выпрашивали подаяния так жалостно, с таким надрывом в голосе, что не только «Станиславский поверил бы», но даже бывалым местным нищенкам хотелось поделиться с обиженными судьбой болящими людьми своим скромным доходом...

На следующий день одна из нищенствующих цыганок поведала коллегам по цеху такую историю:
- Вчера вечером случайно оказалась рядом с автобусом, на котором сюда привезли этих калек. Некоторые из них, когда подошли к нему, распрямились и начали ходить как нормальные люди. Это надо же!!! – от души возмутилась представительница той национальности, которая славится не совсем честными способами изъятия денег у населения...
- Так, ведь – Дивеево... Здесь часто чудеса случаются! Вот и они: и заработали, и исцелились... – с нескрываемой иронией в голосе ответила женщине её соседка...

А вот люди в чёрном организовали заказ треб. Целая очередь выстроилась для того, чтобы подать записку о здравии какому-то очень крутому Божьему Угоднику, чтобы её через некоторое время огласили в каком-то очень крутом монастыре...

С трудом представляю себе, что десантники, например, из Дивеевского монастыря направились бы в какое-то иное святое место, расположенное за сотни километров от самой обители, чтобы собирать там какие-то средства... И без того в монастыре не хватает рабочих рук, а тут ещё женщинам в чёрном надо было бы ехать без охраны на другой конец страны... Этого просто не может быть! И уж коли один монастырь договорился бы о подобном невероятном сотрудничестве с другим, то соответствующие службы уж точно для такого благого дела наши бы достойное место на территории самой обители, а не где-нибудь в подворотне за её пределами!!!

Тематика, используемая людьми в чёрном, может варьироваться до бесконечности. Например, ПОДВОРОТНЯ – это самое подходящее место для сбора средств или на восстановление храма, или для оказания помощи многострадальным детям Донбасса... При этом для достоверности просто жизненно необходимо (жанр требует) либо облачиться в подобие рясы, либо представить на всеобщее обозрение душещипательное фото..

Поэтому при посещении святых мест всегда необходимо помнить, что дело Остапа Бендера, имеющее невероятное количество обличий, – жило, живёт и будет продолжать ещё очень долго жить...


Дивеевские бомжи


Мне нравится бродить по монастырю по понедельникам. В этот день наступает паломнический штиль. Ещё вчера во время воскресной службы вся территория вокруг Троицкого собора до самой Дивеевской колокольни была плотно усеяна молящимися. По Святой Канавке двигался нескончаемый людской подток. А чтобы попасть к святым мощам батюшки Серафима, необходимо было отстоять напоминающую огромный вопросительный знак очередь.

По понедельникам же здесь наблюдается совсем иная картина: несколько трудников, выполняя свои послушания, метут территорию, пропалывают клумбы, что-то куда-то перевозят. Иногда быстрым шагом Соборную площадь пересекают одетые в чёрное монахини. К мощам батюшки Серафима почти всегда – очередь, но по понедельникам в ней выстаивают не тысяча паломников, а всего два-три десятка человек: часто это либо местные жители, либо монастырские рабочие, которые, пользуясь моментом, идут приложиться ко всемирно известной православной святыне...

По понедельникам девяносто процентов дивеевских коробейников (продавцов на развалах) делают себе выходной. В это же время – нерабочий день и у подавляющего большинства дивеевских попрошаек.

В один из таких понедельников иду по улице Октябрьской от автовокзала в сторону монастыря. За металлической оградой на пороге дома № 15 сидят трое косматых не совсем опрятно одетых мужчин. Вероятно, монастырские рабочие присели в тени отдохнуть от своего послушания. Впереди по ходу моего движения показывается случайная для этого дня недели группа паломников. Вдруг самый опрятный из космачей, восседающих на пороге, срывается с насиженного места и очень быстрой походкой почти вбегает в самую гущу приезжих. Те в испуге шарахаются от неожиданно возникшего перед ними диковатого вида мужика, который что-то протягивает им навстречу. Группа, плавно обтекая эту живую преграду, продолжает своё движение.

Видя такое отношение к своей персоне, мужик зычным голосом грозно вопрошает:
- Кто-нибудь из вас в Господа Бога верит???

Верующих в числе паломников нашлось целых двое: ими оказались женщины из самого арьергарда группы. Они приостановились, покопались в своих сумочках, и в одноразовом стаканчике, которым нуждающийся в подаянии тыкал почти в самую грудь прохожих, забряцали несколько монеток. Мужчина уже без прежней прыти, ворча себе что-то под нос, направился на покинутые им ступеньки. Как оказалось, это был один из типичных представителей касты дивеевских бомжей.

С этой социальной прослойкой дивеевцев я знаком менее всего. Точнее, совсем не знаком... Просто нет желания общаться с деградировавшими личностями... Их, мягко говоря, неряшливый внешний вид совсем не располагает к даже очень поверхностному общению...

Однажды останавливаюсь неподалёку от входа в монастырь побеседовать с кем-то из случайно встреченных знакомых. Здесь у монастырской ограды рядом с сувенирными развалами облюбовала себе место нищая братия. За моей спиной прямо на земле расположились несколько небритых плохо одетых и с самого утра уже потерявших координацию мужчин. В этот момент я стал свидетелем довольно неприятного монолога. Один из бомжей более чем строгим сипловатым голосом выговаривал другому:
- Я же сказал, чтобы ты исчез из Дивеева. Даю тебе час. Если после этого увижу, убью. Ты меня знаешь...

Более всего меня поразили слова: «Ты меня знаешь!» Что за ними скрывалось: простая бравада или некие реальные события? В общем, хотя на дворе и XXI век, но для кого-то жизнь идёт точно по А.Н. Островскому: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Совсем не удивительно, что когда одну из местных жительниц голод заставил выйти с протянутой рукой на улицу, то она облюбовала себе место подальше от опустившейся братии. Женщина расположилась в нескольких шагах от прилично одетого приятного вида седовласого старичка, который самозабвенно исполнял какое-то Божественное песнопение. Когда в потоке пешеходов образовалась пауза, благоприятного вида старичок прекратил своё пение и на отборном русском языке изложил вновь прибывшей своё категоричное требование, чтобы та подобру-поздорову убиралась отсюда куда-нибудь подальше... Да-а-а, как же всё-таки бывает обманчива внешность...

Старикан почему-то не знал (вероятно, сам был приезжий), что он всё-таки имеет дело с местной жительницей. Поэтому уже через пару минут, кто-то из прохожих корректно разъяснял этому представителю нищенствующих, что в Дивееве найдётся место под солнцем для всех нуждающихся..

Достоверно знаю, что монастырь делал неоднократные попытки вернуть некоторых из бомжей к нормальной жизни. Монастырская охрана подбирала бесчувственные тела, которые, оставляя у приезжих не совсем приятные впечатления о посещении богоугодного места, валялись у входа в обитель. Бомжей приводили в чувство, отмывали, давали чистую одежду, кормили и отправляли в дальние скиты: куда-нибудь подальше от своих сопузырников. Но проходило всего несколько дней и отмытые и переодетые братья или сестры вновь оказывались на своём привычном месте...

Вероятно, бомжизм, как и фашизм, неистребимы...


Дивеевские цыгане


Для меня все цыгане – на одно лицо. Однако...

Оказывается, что практически все дивеевские цыгане (точнее – цыганки), – приезжие: одни приезжают к монастырю из села Суворова, другие из Арзамаса, третьи ещё откуда-то. У каждой нищенствующей цыганки в процессе выклянчивания у прохожих денег разгорается огромный спортивный азарт. И тут любая соплеменница для неё – явная конкурентка... Однако если кто-то попробует обидеть кого-то из них, все цыгане сразу же превращаются в единую дружную семью...

Если живёшь в Дивееве полтора-два месяца и ежедневно по несколько раз на день сталкиваешься с одними и теми же лицами, то они уже кажутся не просто знакомыми, а чуть ли не родными. Да и цыганки начинают признавать тебя и перестают докучать своими весьма назойливыми просьбами...

Вот «знакомая» цыганка с детской коляской вышла на дело после обычного для женщины многомесячного перерыва...

В прошлом году наблюдал картину: местная полиция задержала кого-то из представительниц цыганской национальности. Спрашиваю у нищенствующих:
- За что её забрали?
- Побиралась вместе с несовершеннолетними детьми...
Но если мать с ребёнком на руках просто «присела отдохнуть», например, в тени раскидистой липы, то в этом нет ничего противозаконного...

К «знакомой» (имени которой я до сих пор так и не знаю) подошла местная нищенка (из  русских), чтобы поздравить её с рождением ребёнка. Подошёл и я.
- Спасибо... Девочка... Уже пять месяцев... Соня... – ответила на мои вопросы молодая мамаша.
В коляске почивала симпатичная малютка, покрытая многочисленными зелёненькими пятнышками.
- Диатез? – поинтересовался я.
- Нет, комары.
- Здоровья и удачного дня...

Неподалёку от «знакомой цыганки» в тени отдыхала средних лет женщина с закутанным цветным платком лицом. «Может быть, это совсем не цыганка, а какая-нибудь таджичка»? На всякий случай поинтересовался у местного знатока:
- Мусульманка что ли?
- Нет. У неё зубы.
- Что? Болят?
- Да нет. Просто очень трудно просить милостыню, когда у тебя полон рот золотых зубов...

А вот цыганка Р... Она одна кормит четырёх своих детей, мужа, свекровь и ещё каких-то родственников. В самом ближайшем будущем ей предстоит в пятый раз стать мамой. В том числе и поэтому: сколько денег не дай – ей всё равно будет мало...

Повторю свою мысль о том, что все цыгане для меня на одно лицо. Однако в прошлом году я сильно удивился, когда увидел цыгану Р... не в нищенском облачении, а в броской издалека заметной одежде, из которой особо выделялась плюшевая юбка. Я встретился с цыганкой на автобусной остановке, несколько позже – на Соборной площади монастыря, потом увидел непривычно радостную Р... в кругу её оборванных коллег-попрошаек. Всё это мне показалось даже очень и очень подозрительным!
- А почему Р... не на своём рабочем месте? – полюбопытствовал я.
- У неё сегодня праздник.
- Какой же?
- Она сегодня причастилась...
После этого случая я стал совсем по-другому смотреть на цыган...

Впрочем, разные бывают случаи. В этом году при первой встрече я поздоровался с Р... и поинтересовался:
- Как жизнь?
- Лучше всех, – с жизнерадостной улыбкой ответила мне будущая (через несколько месяцев) мамаша. Но уже минут через десять я был в курсе, что несколько дней назад, когда вся многочисленная семья Р... сидела за обеденным столом, дверь спальни открылась, из неё вышел муж цыганки с рюкзаком за плечами и объявил:
- Я ухожу в монастырь (очевидно, что не в Дивеевский, так как здесь только женская обитель).
- Ты что же, меня одну оставляешь? С пятью детьми? – в недоумении спросила Р...
- Почему одну? Я оставляю тебя со своей мамой...

Женщина, которая поведала мне эту печальную историю, очень сочувствовала цыганке, но при словах «Я оставляю тебя со своей мамой» от души рассмеялась... Я тоже вначале сочувствовал Р... Но, потом сделал заключение: в том факте, что мужчина направился в монастырь, совсем нет ничего дурного. Кроме того, отсутствие лишнего рта для семьи безработных – это же самое настоящее благо. Ведь осень, зима и начало весны для дивеевских нищих – это очень тяжёлая пора. Тяжёлая – совсем не потому, что очень некомфортно просить милостыню в двадцатиградусный мороз. Просто в это время года паломников в Дивееве бывает очень мало... Таким образом, то, что мы первоначально воспринимаем как некое наказание, с другой стороны может оказаться и самой настоящей помощью свыше... И уже гораздо позже узнаю, что через несколько месяцев муж цыганки вернулся домой. Его пребывание в монастыре оказалось относительно кратковременным. Теперь всё в этой семье встало на свои законные цыганские места...

В общем, в результате самого поверхностного знакомства с дивеевскими цыганками я не только научился различать их лица, но и стал с большим сочувствием относиться к некоторым из них...


Колясочники


Сколько лет живу на свете, а всё равно не перестаю удивляться... Казалось бы, что повидал уже довольно много, ан нет... Вот стоит обвешенный иконами мужчина с высококачественной аппаратурой, из динамиков которой разносятся отменного качества хорошо подобранные берущие за душу православные песнопения. На фоне хорового пения он проникновенно увещевает: «Помогите инвалидам и сиротам». В результате всего этого действа бумажный ручеёк, предназначенный для помощи мифическим инвалидам и сиротам, тихо-мирно перетекает из сумок и кошельков сердобольных паломников в карманы человека-оркестра. А в то же самое время в кружку самого настоящего самого реального инвалида – инвалида-колясочника, расположившегося всего в трёх метрах от предприимчивого зазывалы, капают скудные единичные медно-никелевые капельки... (Воистину: «Имеющий глаза – да увидит. Имеющий уши – да услышит...»)

Из всех дивеевских нищих для меня (как лингвиста) наибольший интерес представляет блаженная Наташа. Наталья совсем не может говорить и совсем не понимает устную речь (у меня есть сильное подозрение в том, что она либо очень слабо слышит, либо не слышит вообще. Но это моё предположение требует специальных исследований...) Наташа понимает всего пару-тройку жестов. Вместе с тем у неё относительно высоко развито наглядно-действенное мышление

Любимым её занятием является примерка новой одежды. Стоит только опекунам немного отвлечься, а Наташа уже ползает во дворе в дорогом новом платье хозяйки семьи...
- Вы бы прятали от неё ценные вещи куда-нибудь подальше! – пытался я дать свой мудрый совет...
- Всё спрятать невозможно, – отвечала мне сестра Натальи. – Так, посажу Наташу в любимую ею коляску, а сама пойду минут на десять-пятнадцать в огород. Возвращаюсь. Наташи уже в коляске нет. Ищу. А она в своей комнате совсем новый пододеяльник разорвала на узкие полосочки и завязывает их в узелки...
- Вы бы для неё шнурков купили бы, верёвочек разных...
- Покупала. Ей это совсем не интересно! Другое дело, когда она соберёт обувь со всего дома в одну кучу и свяжет все шнурки так, что потом их очень трудно развязать... В общем, придумщица ещё та...

Другим любимым занятием Натальи является кулинария. Опять же она усыпит всех членов семьи своим безупречным поведением, выберет момент, когда за ней никто не наблюдает, и начнёт экспериментировать: возьмёт пару немытых картошек, один огурец, пару помидоров (она очень любит помидоры) всё это мелко нарежет, подсыплет в блюдо немного сахара – грамм пятьсот: ну, ровно столько, сколько окажется в сахарнице. После чего возьмёт столовую ложку всё тщательно перемешает, снимет пробу и, поморщившись, отодвинет своё приготовление далеко в сторону. На этот раз блюдо не удалось... Но уж в следующий раз точно – всё будет гораздо вкуснее...

«На дело» Наталью вывозят довольно редко, только когда возникает острая необходимость в деньгах... Некоторые из местных торговцев искренне верят, что если они с утра подадут блаженной, то в этот день торговля у них будет удачной. Вполне вероятно, что для возникновения подобного мнения у них имеются соответствующие основания... А некоторые паломники величают её Казанской блаженной...

С колясочником Иваном я познакомился в тот момент, когда он раздавал другим нищим церковные свечи. Кто-то пожертвовал ему целую пачку свечей, и болящий делился ими со своими коллегами... Улучив момент, не удержался, чтобы не задать ему несколько вопросов:
- Ты откуда. Я тебя раньше в Дивееве не видел...
- Из Белгорода. Беженцы с Украины едут к нам, а я сюда...
- У нас в Дивееве в окрестных деревнях тоже появилось много беженцев. Им пустующие дома или продают, или так отдают, – проинформировал Ивана его сосед...

В конце нашего разговора и мне досталась большая церковная свеча вместе с напутствием:
- Поставь за здравие близких тебе людей.
Просьбу Ивана я тут же выполнил: поставил подаренную мне свечу в Казанском соборе, а вместе с тем – и ещё одну, но уже за его здоровье...

По понедельникам мы долго беседовали с Иваном на разные темы. Естественный вопрос:
- Ты с рождения на коляске или так получилось?
- Строитель я, – рассказал о себе молодой человек – помогал строить и ремонтировать храмы. Однажды, когда путешествовал автостопом, мой водитель на подъёме начал обгонять машину. И не успел обогнать...
- А зачем тебе деньги-то? – задал я провокационный вопрос.
- На санаторий набираю.
- Так, по моим представлениям – ты давно уже набрал!
- Путёвку в санаторий я покупаю себе на полгода. Сейчас мне нужны ещё 25 000 рублей.
- В таком случае ты можешь их и не набрать. В конце августа паломников значительно меньше (люди готовятся к началу учебного года, собирают урожай и т.п.), в сентябре же их почти совсем нет, а тебе необходимо ещё платить за питание, за квартиру, за билет до дома...
- Бог милостив. В любом случае 11 сентября мне надо будет отсюда уезжать...

Последний раз я встретился с Иваном накануне своего отъезда 24 августа. Он в магазине менял монетки на бумажки...
- Всё. Сегодня в 21 час уезжаю в Москву – сообщил Иван самую важную для него новость...
- Не уже ли набрал?
- Слава Богу, да...

Кстати, некоторые представители касты бомжей относились к Ивану очень заботливо: помогали въехать по ступенькам, когда возникала такая необходимость, оказывали содействие в дальних переходах и т.п. Не только доброта, стремление самому помочь людям, но и последовательная приверженность православному вероучению располагала бомжей к Ивану, заставляла их проявлять самые лучшие человеческие качества...

Как же всё-таки бывает обманчива внешность!!!

В этом месте своего повествования остановлюсь, предварительно пожелав всем действительно нуждающимся дивеевским нищим благополучно пережить очень непростое для них – зимнее время...

Лето – осень  2014 года.

P.S.
Впрочем, я в очередной раз оказался не прав....
Недавно узнал, что очень крутой «батюшка» из подворотни, промышляющий на Казанском источнике, то ли в припадке гнева, то ли в результате действия изрядной порции антигрустина выдал своему менее удачному коллеге:
- Ну, что ты здесь зря место просиживаешь: вот я уже сыну дом построил, а сейчас другой – дочери достраиваю...

Получается, что присказка о «третьем коттедже», с которой мы начали наше повествование про дивеевских нищих – всё-таки оказалась сущей правдой??? Ну и как же здесь не ответить в стиле Михаила Задорнова: Вам никогда не завоевать эту страну, в которой даже нищие имеют по три коттеджа!!!

Но не будем ёрничать, ведь совсем не зря многие проповедники и просто известные личности призывают не отказывать в помощи всем нуждающимся... Только вот нужды у последних оказываются очень разными: одни нуждаются в простом куске хлеба, а другим действительно не хватает средств на строительство очередного коттеджа...

И тут – кому же помогать: тем или другим – каждый решает сам...

Правда, для истинных верующих всё вышеизложенное совершенно неактуально: они просто не читают (или не считают нужным читать) подобные заметки...

P.P.S.
Тема оказалась неисчерпаемой...
10 сентября 2015 года в Москве был арестован «бог» Кузя. В новостях центральных телевизионных каналов сообщили, что при аресте на квартирах, принадлежавших новоявленному святому и его секте, были изъяты 43 миллиона рулей и более 100 000 долларов. Одна из статей доходов секты – сбор средств на «восстановление храмов» в истерзанном войной Донбассе...

P.P.P.S.
4 сентября 2021 года Казанская блаженная Наталья отошла ко Господу. За три года до этого опекуны перевезли её из Дивеева на жительство в Москву. Покоится блаженная на Смоленском кладбище города Тулы. Царствие Небесное рабе Божией Наталье...

Далее следует страница Поездка в Дивеево.





Страница создана 19.06.2015. Последнее обновление 02.02.2022.   Права не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие ссылки. Спаси Вас, Господи!