Господь заранее открыл Дуне, какой смертью она умрет.
И она очень переживала. Ведь сам Сын Божий прежде своих страданий,
когда молился в Гефсиманском саду, сказал: «Душа моя скорбит
смертельно» (Мк. 14.34). И, зная о своих крестных страданиях, Дунюшка
добровольно идет на смерть за Христа. Но тем светлее мученический
венец. Когда звонили в колокол, Дунюшка лежала недвижно: «Глас
Господень, чтобы о рабах молились. Господи, какие люди счастливые!
Помрут – звонят, а меня как скотину в яму свалят!».
«Если нет скорби при
подвиге, и если тебя только все ублажают и чтут, не велика цена такого
подвига для Господа, – говорила Дуня. – Если же подвиг ради Бога, то будет
скорбь непременно. Если враг (греховные страсти) побежден, он будет
действовать через других людей».
Не смог лукавый
победить Пузовских подвижниц, и тогда воздвиг на них нечестивых людей.
В Глухове жил некий
Илья. Вначале он много ночами молился, постился. Поставил часовню. Затем
уехал на Афон. Принял схиму. Через два года вернулся и привез с собой много
всякой святыни. Гордость и тщеславие – то, из-за чего пал первый ангел
денница, и стал гнусный диавол. И здесь подстерегало Илью то же искушение.
Стали его почитать за святого, спрашивать у него совета. Ведь, действительно,
подвизаясь на Афоне, он стяжал дары Духа Святаго. И не смог устоять –
возгордилось сердце Ильюшино. Сделался он игрушкой в руках нечистых
духов. Как сейчас говорят – впал в прелесть. Сребролюбие довершило дело.
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые
уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим.6.10).
Уехал Ильюша в Москву, все продал и завел торговлю. Через три года
вернулся он обратно в село Пуза и стал развратно жить. Люди
думали, что он просто блажит. Затем его взяли на военную службу. Он приехал
в отпуск и просрочил. Ненавистно было ему Дунюшкино Богоугодное житие.
Приходил, мешал молиться, глумился. Его у Дуни и взяли в милицию. А он
обманом убежал и опять пришел к Дуне: «Я убегу!». – «Ты убежишь, а нас
убьют тогда». – «Ну и пусть!» – обругал всех матерно и убежал...
Скорбела и тосковала Дунюшка,
как Господь в Гефсимании. Послала она к отцу Софронию. Он передал ей
большую просфору в платочке: «А этим платочком пусть слезки утирает».
Принесли гостинец Дуне. Она развернула, взяла просфору и говорит: «А этим
платочком я буду слезки вытирать». Оба прозорливые были, все заранее знали.
Но «любовь изгоняет страх» (1Иоан.4.18). Не побоялась Дунюшка с хожалками
идти на смерть: «Чашу, которую послал мне Господь, мне ли не пить ее?» (Ин.
18.11).
Расстрел
И вот, приблизилось время принять венец славы
Дунюшке с келейницами: «А живем ли – для Господа живем,
умираем ли – для Господа умираем» (Рим. 14.8). Пришли солдаты.
Искали дезертиров, Ильюшу. И узнали они, что он захаживал к
Дуне. Стали стучать в двери. Поля (еще одна хожалка) побежала к
верующим за помощью. Когда вернулась, прибежала и Анна. Их не
пустили.
Ударили несколько раз плетью и заперли дверь. Поля видела в окно,
как шел обыск. Солдат бросил просфоры и елей в лицо Дуне,
обзывал ее скверными словами, побросал все иконы. Затем он
полез в чулан, его схватила крыса. Он остервенел, стащил Дуню с
постели и начал ее бить.
По всей стране в те тяжкие дни поднялись «проклятьем заклейменные» –
как они и сами о себе пели в своих песнях, Не обошла эта участь и село
Пуза. В доме учителя собрали сход активистов, были и солдаты.
Почти все они голосовали за расстрел Дуни. Это называлось военно-полевым
судом. И не удивительно, ведь растление души начинается с растления ума.
Интеллигенция, казалось бы, образованные люди, но именно в доме учителя
и творилось это злодеяние. Зараженные материалистическими взглядами
люди, несмотря на светское образование, осудили на смерть неповинную
беззащитную болящую Дунюшку. «Много умных, но мало добрых», –
говорил Амвросий Оптинский. Только тогда приносит образование добрые
плоды, когда оно ложится на духовно здоровую почву. «Ибо от избытка
сердца говорят уста...» (Лк.6.45). Несколько дней солдаты Дуню били
плетьми, топтали ногами. Перед расстрелом солдат попался добрый. Дуню
не бил и разрешил привести священника, причаститься. Священник и
говорит: «Вас убьют, Дунюшка!». Она говорит: «Чай суд должен быть?». –
«Они уже решили промеж себя».
Дунюшкиных хожалок солдаты отпускали: «Вы можете идти, мы вас
отпустим». – «А куда Дунюшка?». – «А Дунюшка пойдет,откуда не
вертаются». – «И мы тоже с ней», – не ушли Дунюшкины келейницы. Как
все христианские мученики всех времен, с радостью шли они на смерть.
Вышли они, помолились на храм. Подъехал мужик на лошади. А
самую беззащитную болящую Дунюшку солдаты выбросили у крыльца.
Даша подняла ее и взяла на колени. Дунюшка была вся высохшая, как
дитя.
Но не смог могущественный падший ангел победить слабенькую,
немощную Дунюшку. Ибо: «...Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить
мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное»
(1 Кор. 1.27).
В дикой ярости ослепил лукавый умы и сердца мучителей. Когда
люди отвергают Бога, они делаются игрушкой в руках бесов. Ослепленные
духами злобы солдаты били плетьми беззащитных мучениц. Но дивны дела
Твои, Господи! Ангелы белыми крыльями закрывали те места, куда
ударяли плети. Эти белые крылья видели многие жители села.
Достойны упоминания четверо из них. Они не побоялись
вооруженных солдат и пытались защитить невинных: Карасевы Петр и
Федор, Уланов Никифор, Макаркин Иван. «Она наша селечка, никаких
дезертир не пускала!». Стали бить и их. Дунюшка сказала: «Смотри, как
с них грехи сыплются. Как с веника листья в бане!». Как и во времена
первых христиан, мученическая кончина их обращала к Богу множество
людей. И здесь, ранее не верующий мужик, Иван Анисимов, когда это
увидел, уверовал: «Теперь бы я и последнюю корову отдал, только бы
их не убивали».
И вот привезли их на могилу, посадили по крестам. Но, видя болящую,
иссохшую, избитую Дунюшку, даже у некоторых солдат проснулось
милосердие. Многие отказались стрелять, даже татарин: «Хоть меня
убивайте, руки не поднимаются!». Но нашлись четверо: «...как Каин,
который был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то,
что дела его были злы, а дела брата его праведны» (1Ин.3.12).
Дали четыре залпа. Мария еще дышала: «А меня, что же?» Красноармеец
приколол ее штыком. Заставили местных жителей копать могилу, одну
на четверых. Солдаты не отходили – ройте! Вырыли. Постелили зипунок,
другим покрыли. Когда хоронили, то увидели Дунюшкин подвиг – вериги.
Цепи вросли в тело. Всю жизнь она тайно несла добровольный крест
страданий, исполняя Евангельские слова: когда творишь добрые дела,
«...не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах,
чтобы прославляли их люди, ...они уже получают награду свою. У тебя
же ... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, ...и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6.2-4).
Прозорливая Дунюшка заранее знала о своей смерти и очень
переживала, что ее свалят в яму без христианского погребения. Так и
случилось. Но Господь прославляет Своих святых. Как не смогут избежать
наказания нечестивые ни в нашей короткой временной жизни, ни в
вечности, так не останутся без награды и все, потрудившиеся и пострадавшие
ради Господа, наследуя вечное Небесное Царство.
Наказание
Чудеса начались сразу после казни. Некоторые любившие
Дунюшку жители взяли на память, как великую святыню, вещи: Крест,
Евангелие и т.д. Но были такие, кто решил поживиться на несчастье
мучениц. С жадностью накинулись они на чужое добро. Но «Всевышний
ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением» (Сир. 12.6). Те, кто
растаскивали домой продукты, к удивлению обнаруживали: вместо крупы – камушки,
вместо меда – пчелы. Три воза скарба сгрузили на склад. Заперли. Поутру
открыли – ничего нет, даже веревки не осталось. Три страшных пожара
пронеслись по селению. Село выгорало до основания. Причем горели дома не
только голосовавших за смерть и расхищавших вещи мучениц, но и тех, кто
хорошо к ним относился. Понять причину нам, возможно, поможет другая
мученическая смерть – невинно убиенных святых Царственных мучеников. Вот
слова святителя Иоанна (Максимовича) на смерть оклеветанного, униженного и
умученного, но чистого сердцем и любившего свою страну больше жизни
Царя-великомученика Николая II: «Весь народ виновен в пролитии крови святого
Царя. Одни убили, другие одобряли убийство, и тем совершили не меньший грех,
третьи не помешали. Все виновны... Сегодня день скорби и покаяния».
«Кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им»
(Прит. 1,19). Расхищавших вещи Дунюшки постигло страшное наказание.
Одна женщина сняла с мертвой Дунюшки чулки. И сама
умерла плохой смертью, и дочь ее ничего не могла одеть на себя – гнила
кожа. Так и лежала, накрытая куском тюля. «Лице же Господне, на творящия
злая, еже потребити от земли память их» (Пс.33.17). Так и солдаты, которые
устроили казнь, погибли: кто в лагерях, кого расстреляли ... Воистину,
страшна смерть неправедного рода!
После смерти человека душа проходит мытарства, где истязаются грехи,
содеянные в нашей жизни. Изглаживаются те грехи, в которых человек
покаялся на исповеди. «Кому простите грехи, тому простятся, на ком
оставите, на том останутся» (Ин.20.23). Сам Господь даровал такую
власть апостолам, а через них священникам. И если остаются
нераскаянные грехи, то душа с этих мытарств низвергается в ад, где
«плачь и скрежет зубов» (Мф. 13.50). Поэтому великое дело –
поминовение, молитва за усопших. Особенно во время прохождения этих
мытарств – сорок дней после смерти, когда определяется место пребывания души
до Страшного Суда. Поэтому Дунюшка, чтобы оставить после себя молитвенницу о
них, перед казнью отправила Анну под неким предлогом на скит к отцу Софронию.
Но он был прозорливый: «Беги обратно, а то их расстреляют!». Аннушка успела,
солдат ее впустил. Пришла и говорит: «Я тоже хочу с вами на страдания!». –
«Нет, Анна, останешься и будешь нас поминать». – «А чем же я вас буду
поминать? Ведь все разорят!». – «О-ох, миленькая! Уж к сороковым годам-то,
так ты нас будешь поминать, все удивятся!». И отправила. Долго потом жила
Аннушка. Поминала Дунюшку с хожалками. И не только она, многие в селе
устраивали поминки – кормили односельчан, особенно в день ее памяти 18
августа и на день ее святой, Евдокии. Конечно, в постные дни поминали
постной пищей и без спиртного. За это дается благодать и прощение грехов
тем, кого поминают. А если здесь грешить, напиваться на поминках, нарушать
посты, то какое же прощение грехов усопшему!? Вела Анна жизнь такую же
строгую, подвижническую, как и у Дунюшки. Была больна, и из-за этого
полная. Дети за это дразнили ее в советские времена. Отошла она к Господу
уже после войны.
Односельчане сочинили кант Евдокии. И многие в селе доныне любят
и почитают Дунюшку с хожалками. Сочиняют им стихи...
Свидетельства о мученической кончине подвижниц были собраны по
благословению епископа Печерского Варнавы (Беляева) его келейницей
Валентиной Долгановой. Могила Пузовских мучениц почиталась
местными жителями все годы советской власти.
Евдокия Шейкова прославлена вместе со своими келейницами
Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 года. В 2001 году мощи святых
мучениц были открыты и ныне почивают в церкви Успения Богородицы села Суворова.
Н. Баринов
Величание святых Пузовских мучениц
Величаем вас,
страстотерпицы святии, мученицы Евдокие, Дарие, Дарие и Марие, и чтим
честная страдания ваша, яже за Христа претерпели есте.
На
первом фото икона преподобных Пузовских мучениц Евдокии,
Дарии, Дарии и Марии из церкви Успения Божией Матери в селе Суворове.
28 сентября 2007 года.
На втором фото святые мощи Пузовских мучениц почивают в раках в
церкви Успения Божией Матери в селе Суворове. 27 сентября 2007 года.
Литература о святых Пузовских мученицах
Баринов Н. Дивеевская быль (Белые крылья):
Житие и воспоминания о Суворовских мученицах Евдокии, Дарии,
Дарии и Марии. – Рязань, 2001.
Страница создана 08.06.2015. Последнее обновление 21.01.2022. Права
не защищены, но при копировании имейте совесть: делайте соответствующие
ссылки. Спаси Вас, Господи!